Friday, March 16, 2012

Пятиминутка мизантропии

Стоял я раз в очереди в налоговой минут 40... начал скучать по интернету, а тут как раз старичок какой-то вещал под боком про апокалипсис или советские времена, не помню, короче, я решил его троллить, пока жду очереди. Ну и слово за слово, кинул пару реплик, он на меня набросился со своей картиной мира... и меня вдруг осенило вот насчет чего.

Он пытался расколоть меня, ну, как обычно, верю ли я в бога, в НЛО, в конец света, в экстрасенсов, в то, что Украина покоится на отдельной тектонической плите, что в Америке негров мучают... в общем, обычный набор. Когда я ему сказал, что не верю ни во что, кроме скучной действительности, тем более -- во всякие там души и богатые внутренние миры, дедушку начало совсем уж колбасить. Он начал подпрыгивать, пытаясь уравнять линию глаз, и выговаривать мне, что мой мир пуст и бездушен, и человек для меня это кусок мяса, а не прекрасное существо, и вообще, короче, нафига такая жизнь, где нет места удивительному.

И мне подумалось: вот передо мной тип, ему лет 70. У него на лбу написано, что за свою жизнь он не сделал особо ничерта, дед как дед, кушал, какал, просиживал штаны где-нибудь. Любая орхидея принесла в этот мир, блин, в миллион раз больше красоты. От любой пчелы было в тысячи раз больше толку. Тем не менее, орхидея умирает, исчезает без следа, пчелу раздавили -- и хрен с ней, но наш дедушка -- нет, ни за что. Он должен уцелеть. Хоть часть его прекрасной сущности должна остаться где-то после того, как его тушки не станет. Ведь он так уникален, так полезен, так красив духовно.

Большая часть человеческих амбиций и страхов происходит именно из завышенного представления о человеческом существе -- в частности, о себе самом. Мы спокойно миримся с тем, что какая-нибудь там огромная звезда где-нибудь взорвалась. Нам насрать на нее. Мы никогда не задумываемся, была ли у нее душа, и где она теперь, и так далее. Хотя звезда, если уж откровенно, имела больше значения для вселенной, чем любой из нас. Зато когда мы думаем о собственном исчезновении без следа -- всё наше сознание восстает против этого, оно орет -- "Как же?? Я??? Такое прекрасное, сложное, нужное существо??? Которое столько прожило, сколько сделало, накопило столько знаний???"

Человек -- сложное и интересое животное. Самое сложное и интересное из всех, известных нам. Огромный интеллект, превосходящий остальные организмы во много раз. Способность к действиям ради самого процесса, а не ради необходимости выжить. Созидание, секс, питание, спорт -- всем этим, в принципе, занимаются и звери, и птицы, и насекомые, но только человек делает это для удовольствия и с применением критериев качества.

Но всё это, с точки зрения природы -- не более чем забавная аномалия. У человечества нет внешней функции. Оно -- полностью замкнутая система. Наши знания помогают нам радовать ум и тело; искусство берет на себя другие органы чувств, но всё это -- не имеет никакого веса вне человеческих ценностей. Человек -- обычное живое существо, которое рождается из ниоткуда и исчезает в никуда. С какой стати должно быть иначе? Потому, что нам так хочется -- и всё. А нам много чего хочется, чего нет.

No comments:

Post a Comment