С чего же начать? -- Сюжет.
Итак, мы разобрались, что если вставить в печатную машинку чистый лист бумаги, набрать название будущей книги и строчку "Г Л А В А 1", а потом вдумчиво созерцать этот натюрморт пару часов подряд, никакого толку не будет, скорее всего ваша книга на этом и закончится.
Всё потому, что в жизни писатель работает не так.
Во-первых, любая книга начинается с идеи ("что если?"). Если у вас есть желание писать, но нет идей, значит, у вас творческий кризис. Если идея есть, но вы не можете ее выразить, и вам противен ваш слог, это тоже творческий кризис. Это более сложный вопрос, так что им мы займемся чуть позже. Пока что примем как условие, что у вас есть идея и вы умеете как-никак связать два слова.
Итак, для начала не мешает проверить фундамент. Любое художественное произведение стоит на трёх камнях: это сюжет, персонажи и экспозиция (она же "сеттинг", она же "мир" или, буэ, "вселенная"). В хорошем произведении все три опоры должны быть хорошо продуманы и достаточно прочны.
Если будут выпирать персонажи при слабом сюжете и экспозиции, вы получите нечто скучное классикообразное. Так писал Достоевский, например. Некоторым нравится, но, как по мне, сейчас мы умеем лучше. С тех времен мастерство повествования ушло далеко вперед.
Если ваше произведение толкает вперед исключительно сюжет, а персонажи и обстановка проработаны небрежно, вы получите что-то в духе американского детектива 50-х годов. Мне такие нравились в детстве. Главный герой -- всегда бывший полицейский, подпитый и говорящий остроты в ответ на любую фразу, любимец женщин и так далее. Опять же, это ничего, но мы умеем лучше.
Проработанная экспозиция при слабых персонажах и сюжете -- это, фактически, современная литература, все эти миры и вселенные, которые сидят у меня в печенках. Еще так писали, например, Моэм и Пастернак. Типа, отражали эпоху. *зевает* М-муээээээээ...
Мы пойдем другим путем. Мы проверим, что у нас продумано меньше всего.
Проще всего представить книгу чем-то вроде путешествия. Знаете ли вы маршрут (сюжет?) достаточно, чтобы не потеряться и не повернуть домой с полдороги? Заметьте, необязательно знать каждый сантиметр пути. Главное, чтобы маршрут был потенциально интересным, пролегал через что-то неизведанное или, скажем, очень красочное. Ну и, само собой, вы должны хотя бы примерно представлять, откуда сделаете первый шаг и в какой точке путешествие закончится.
Проще говоря, вам понадобится план. На отдельной бумажке, или в отдельном документе -- пишите его как угодно, вразброс, подряд, из начала в конец -- не важно. Я обычно работаю по пунктам, от крупных к мелким:
1. Терминаторы прибывают в наш мир
2. Терминаторы ищут Джона
3. Все всё нашли, погони, перестрелки
4. Финальная битва
5. Слезливое прощание
Написав вот это, я думаю, какие мелкие идеи куда следует затолкать:
1. Терминаторы прибывают в наш мир
1.1. Одежда, обувь, мотоцикл
1.2. Т1000 должен показать что умеет
2. Терминаторы ищут Джона
2.2. Не забыть Сару в психушке
2.3. "Идем со мной, если хочешь жить".
2.4. Доктор Сильберман охренеет
3. Все всё нашли, погони, перестрелки
3.1 Вертолеты и большие грузовики - обязательно
4. Финальная битва
4.1. Как-то убить Т1000 - нагрев? заморозка?
5. Слезливое прощание
5.1. Т800 тоже надо уничтожить. Сопротивляется? Сам помогает?
Как видите, у меня в плане есть спорные моменты. К счастью, я смотрел "Т-2" и знаю, как их разрешить. Но даже если бы не смотрел, я всё равно смог бы уже начать писать, т.к. я вижу дорогу и знаю, что при этих пометках смогу сориентироваться на месте, если что.
С сюжетом закончили. Теперь обратимся к нашим спутникам, с которыми нам предстоит провести в путешествии не один час.
О персонажах, стало быть, в следующей серии.
No comments:
Post a Comment