Итак, сеттинг.
В литературе роль сеттинга достаточно расплывчата: с одной стороны, без своей уникальной (на время написания книги) вселенной та же "Дюна" или даже "Властелин колец" много потеряли бы. С другой стороны, есть произведения, близкие к театру, где экспозиции мало или нет совсем.
Запомните главное: если ваша вещь -- не описательное произведение, вроде какого-нибудь там "Робинзона Крузо", а произведение, построенное на действии и развитии персонажей, то сеттинг для вас -- это инструмент, оттеняющий и усиливающий черты героев, их мысли и поведение. Ни к чему описывать шкаф или горы, если это описание ничего не сообщит нам о героях и сюжете, а просто нарисует перед нами изображение. Каждый образ в экспозиции может и должен служить развитию произведения.
Если не служит -- полезно будет найти способ "зацепить" его на сюжет или мысль кого-то из героев. Если это какие-то офигенно прекрасные горы -- пусть не только стоят, пусть кто-то из героев заметит их или хотя бы задумается о том, что завтра будет холодно, судя по тучам у вершины.
Если это шкаф, пусть он всплывет в каком-нибудь диалоге, например, где один из героев сошлется на какие-то его качества, а не автор. Пусть даже сначала кажется, что это ни к месту. Так даже лучше. Главное -- чтоб не было наигранности во вступлении, и чтоб в итоге шкаф честно сыграл свою роль.
Вы удивитесь результатам, если всё сделаете правильно.
Допустим, у нас есть диалог, где сестра сообщает брату... ээээ... Джону!! что у их отца рак.
-- Новости? Например?
-- У него рак, Джон.
Джон глянул перед собой, сжал кулаки и сделал короткий вдох.
-- Блин. Не могу в это поверить. Чёрт!
Диалог, прямо скажем, унылое говно, к тому же есть шкаф, который мне нужно куда-то пристроить. Скоро там будет лежать труп... ээ... да той же сестры. Очень скоро. Нужно срочно ввести в повествование шкаф.
-- Новости? Например?
-- У него рак, Джон.
Джон глянул перед собой, сжал кулаки и сделал короткий вдох.
Перед ним стоял большой старый шкаф с пыльными дверцами, похожими на тамбур в электричке.
-- Блин. Не могу в это поверить. Чёрт!
Не очень-то изящно вписали предмет мебели, да и диалог по-прежнему УГ.
Попробуем найти шкафу применение, прямо здесь, где его вводим, чтоб не маячил без дела.
-- Новости? Например?
-- У него рак, Джон.
Джон глянул перед собой, сжал кулаки, сделал короткий вдох и кивнул на старый шкаф.
-- Смотри. Древний кусок говна. Весь пыльный, дверцы эти как в электричке... Мать купила его, когда мне было шесть. Отец его ненавидел.
-- Почему же не...
-- Сто раз хотел выбросить, мать не давала. Где нам было знать, что этот сраный шкаф переживет и ее, и его потом. А? Как ты считаешь, это честно?
-- Так выбрось его, прежде...
-- НИ ЗА ЧТО! Была б моя воля, его бы похоронили здесь. Их обоих. Прямо в нем.
Джон криво улыбнулся и снова кивнул на шкаф.
Ну вот, уже чуть лучше. И шкаф стал на место, и конфликт вокруг него как-то завязался, и прошлое припомнилось... Конечно, сам сюжет пародия на мыльные оперы (трудно было удержаться), но из-за шкафа он теперь даже крутым триллером чуть отдает.
Об этом и речь: роль экспозиции в произведениях, построенных на развитии -- это способствовать действию и углублять его, а не просто документировать предметы мебели или пейзажа, как может показаться при небрежном чтении. Литературное произведение -- это симбиоз компонентов, а не их счастливое раздельное проживание.
В следующей серии еще немного об экспозиции.
No comments:
Post a Comment