Еще пара слов об антагонистах.
Вообще я хотел в этой части уже перейти к сеттингу, но в этих персонажах есть столько интересных моментов, что хочется чуть потоптаться на них.
Именно злодеи очень часто получаются самыми интересными героями, и именно они же, у вполне профессиональных и даже крутых авторов часто выходят шаблонными. Я даже не знаю, смогу ли осилить до конца "Темную башню" Кинга -- настолько мне надоели его "темные люди с чем-то таким нехорошим в глазах".
Шаблонные злодеи шаблонны лишь по одной причине, всё той же самой: из-за личных вкусов, предпочтений, общих настроев и амбиций автора антагонисты часто недополучают от него понимания и любви.
Обычно это или некое абсолютное, схематическое зло: человек неприятной или пугающей внешности, с пустыми или, там, жгуче-пронизывающими глазами. Его всегда обуревает ярость или желание кому-то подгадить, просто так, ради поддержания имиджа. У каждого из таких героев бывает крупный план по захвату или уничтожению вселенной. Если кто-то из них когда-либо пытается показать человеческое лицо -- то лишь затем, чтобы сбить с толку наивное добро.
Второй случай -- это чрезмерно оправдываемый злодей, с подробно разобранным трудным детством, гибелью родственников на его глазах, и так далее. То есть он как бы плохой, но в этом виноват его жестокий отец, зверское убийство курицы, свидетелем которого он оказался, или бездушное гнилое общество.
Обе крайности в принципе имеют право на жизнь, никто не говорит, что это плохо (Рэнделл Флэгг, например, типичный абсолютный злодей, а Декстер -- оправданный и корректный выше всякой меры). Но если добавить и сюда, и туда каплю понимания, герой мог бы стать гораздо убедительней и лучше.
Основная суть в том, что совесть есть у всех и каждого. Нет абсолютного зла -- есть лишь мораль, отличная от нашей. В ее рамках может быть оправдано всё -- даже то, что кажется нам чудовищным. Оноприенко и Чикатило, например, считали, что помогают Богу карать грешников и убивать помеченных им людей. Почему нет? Религия вообще отличный способ договориться с совестью. Даже самый мелкий, позорный, низменный гопник сначала просит у прохожего сигарету или "позвонить". Потому что после отказа он получает право возмутиться -- нормально ведь попросил. А там, слово за слово, можно выторговать у совести право на нападение и грабеж. Главный момент -- чтоб всё равно был виноват прохожий.
Если вы понимаете мотивы вашего антагониста, знаете, к чему он стремится и что его пугает -- какое бы это ни было ужасное существо по сюжету -- вы сможете полюбить его и сделать его настоящим, ярким и запоминающимся.
Скорее всего, вам придется контактировать с малоприятными чертами своего характера, пусть даже скрытыми глубоко внутри, и это будет неприятно, местами сложно и просто стрёмно: вы же снова выдаете себя. Но поверьте, как и с любыми другими страхами: результат будет того стоить. Страх -- признак того, что вы покинули известную территорию. В искусстве без этого никуда.
Ваш антагонист -- это тоже ваш ребенок. И лишь от вас зависит, будет ли он достойным, великим антагонистом, которого будут помнить, или же это будет очередное "а тут появляется главный плохой и -- га-га-га, мы похитили твоего брата..."
No comments:
Post a Comment